Пикник на обочине28.04.2017

Пикник на обочине

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

(7 сентября 2008 года, Рига, Латвия)

http://harekrishna.ru/2010/08/4051-piknik-na-obochine.html

 

Братья Стругацкие, фантасты, написали одно потрясающее произведение — «Пикник на обочине». В чем их идея? Идея состоит в том, что есть реальность, и у этой реальности есть центр и периферия. Такова наша с вами судьба, что мы занимаем периферийное положение в реальности.

#00:00:36#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’[1]

кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха
атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха [2]

Что обозначают эти шлоки? Что мы родились на периферии реальности. Сама по себе душа — периферийное живое существо, оно не центровое живое существо. Поэтому если Господь всепривлекающий, то душа всепривлекаемая; если Он единственный наслаждающийся, то душа наслаждающая; Если Он контролирующий, то душа контролируемая, и так далее, в силу своей природы. Но в душе есть одно потрясающее качество, которое перекрывает всевозможные негативные моменты. Душа — наслаждающая, а само наслаждение Верховного Наслаждающегося зачастую может быть больше, чем Его счастье. Хотя душа и не обладает ничем, но потенциал ананды (счастья) души может быть доведен до уровня Бога и даже больше, чем этот уровень.

#00:01:57#

Это гипер-революционная идея. Я бы на вашем месте подверг ее сомнению. Если бы лектор продолжал так говорить, не объяснив, я бы сказал, что он безумец и сумасшедший, что это глубокая теологическая ошибка. Но эта теологическая «ошибка» разбивается самым революционным писателем-фантастом (или реалистом) Кришнадасом Кавираджем в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Он объясняет, что Кришна по Своей природе — Верховный Наслаждающийся, но вдруг в какой-то момент самореализации Он осознает тот факт, что Он настолько прекрасен и совершенен, что те, кто видят Его, испытывают больше счастья, чем Он Сам. Это как прекрасная женщина, которая не осознает своей красоты и, видя восторг окружающих, удивляется тому, как она может вызвать такую реакцию в них.

#00:02:50#

Когда Кришна видит Свое отражение на полу, насколько Он прекрасен, Он падает без сознания. Когда Кришна увидел Себя в отражении колонны, Он захотел обнять колонну. Представляете, когда Бог видит Свое отражение, Он либо падает без сознания, либо хочет обнять Самого Себя. У Него возникает достаточно революционная идея: «Если Я настолько прекрасен, то что тогда происходит с теми, кто постоянно взаимодействует со Мной?»

#00:03:21#

Шрила Шридхар Махарадж описывает, что Дарука, близкий преданный Кришны, в какой-то момент обмахивал Его опахалом, и когда он сконцентрировался не на своем служении, а на Самом Кришне, он понял, что от экстаза он начинает цепенеть, не может обмахивать опахалом и куда-то просто выпадает. Тогда он, проклиная себя, перестал смотреть на Кришну и просто стал продолжать обмахивать Его опахалом. Настолько Кришна прекрасен.

#00:03:53#

Эта гипер-революционная идея — о том, что душа может испытать большее счастье, чем Бог. Но сама она не может этого сделать. Кришнадас Кавирадж объясняет, что у Кришны есть энергия, и эта энергия выше, чем Сам Кришна. Кришна всепривлекающий, но вопрос в том, что привлекает Всепривлекающего или Кто. Теологически важнее сказать: Кто? Всепривлекающего на самом деле привлекает Его шакти — Радхарани, Его женское начало. Это проявлено в этом мире. Мужчина более самодостаточен, функционален, чем женщина во многих отношениях, может защитить себя, но без связи с противоположным полом он чувствует себя не самодостаточным. Противоположный пол, хотя является слабой половиной, занят только одним: поиском источника служения, больше ничем. Это лежит очень глубоко в подсознании живого существа. Поэтому, когда живое существо находится в «виртуальном скафандре», которое называется мужское или женское тело, думая, что он мужчина или женщина, то двое таких несовершенных ищут совершенные отношения, но рождается только несовершенное.

#00:05:25#

Для того чтобы осознать реальность этой концепции, необходимо выйти из обусловленности. Детям в детском саду говорят: «Ты — зайчик, ты — грибок», дают бумажную шапку. И если он глубоко въехал, что он гриб (живет, как подосиновик, думает, как подосиновик, вошел в полное состояние подосиновика), то нужен психиатр, который должен вернуть его обратно. Поэтому мы говорим, что Гуру, вайшнавы, священные писания, — это психиатры, которые возвращают нас обратно, которые говорят: нет, ты не женщина. Ты глубоко вошла в эту роль, тебе кажется, что ты женщина. Это не так. Ты не мужчина: да, у тебя есть борода, от тебя плохо пахнет. Как сказал кто-то из великих римлян: мужчина должен быть [чуть] красивее обезьяны. Ты дошел до этого состояния. Это обусловленность. Ни женщина, ни мужчина не являются твоим подлинным тождеством. Это звучит как фантастика, но это правда.

#00:06:39#

Ничто в этом мире не принесет тебе абсолютного счастья. Поэтому, что бы ты ни делал с собой, как бы ты ни позиционировал себя, какую бы роль ни играл и чем бы ни был обусловлен, ты не сможешь достичь удовлетворения до тех пор, пока не поймешь эти вещи. А понять эти вещи — значит жить совершенно по-другому. Осознание — вот что формирует наше бытие. Что первично — бытие или сознание? Конечно, сознание изначально, а оно уже формирует бытие. Если ты обретешь сознание Кришны, ты будешь воспевать двадцать четыре часа Святое Имя. Сознание определяет бытие. Это очень важный момент в нашей жизни — не просто обрести некое высшее сознание, но также своим сознанием трансформировать наше бытие.

#00:07:47#

Нужно понять одну важную вещь, Чайтанья Махапрабху ответил на этот вопрос: ачинтья-бхедабхеда-таттва — непостижимое единство и различие. Сознание — это и есть бытие, то есть сознание чувствует, проявляет желание и так далее, оно неразрывно с сознанием. Чем выше сознание, тем выше уровень жизни человека. Мы сейчас говорим не о высоком материалистичном сознании: «У меня настолько продвинутое сознание, что я врубаюсь в дизайн, я понимаю в компьютерах и в искусстве», — это материалистичное сознание. Мы говорим о еще более тонкой форме сознания, о теистической форме сознания. Кришна говорит в Бхагавад-гите:

#00:08:34#

…дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇
йена ма̄м упайа̄нти те [3]

«Я даю вам особую буддхи-йогу, особую способность видеть Божественное». Так же, как не все понимают в картинах, музыке, но это не значит, что Малевича, Кандинского, Пикассо нужно выбросить на помойку; это не значит, что «Шуберт, Бах — это отстой, давайте ту-па-па слушать, две ноты, три мне уже тяжело понимать». Высшее сознание — вот к чему мы должны стремиться.

#00:09:18#

Нужно понять: фантастика, сказка и реальность — это одно и то же, все зависит от восприятия. В 1913 году мобильный телефон был фантастикой, в 2009 — это реальность. Так что такое мобильный телефон: фантастика или реальность? Можно сказать, фантастическая реальность, она проявилась во времени. Так же и с сознанием Кришны. Кришна пять тысяч лет назад был в этом мире. Как к этому отнестись? Писания говорят: как к солнцу. Например, сейчас на небе есть облака. Вопрос: солнце светит? Сейчас день, а на Камчатке ночь. А что на самом деле происходит с солнцем? Солнце двигается по своей траектории. Наше восприятие зависит от позиции, с которой мы смотрим.

#00:10:18#

Также нужно понять, кто такой Господь. Он подобен солнцу. Наше восприятие Бога зависит от позиции, в которой мы сейчас находимся. Если ты находишься в полном невежестве (на Камчатке) — для тебя теистическая ночь, ты не можешь видеть Бога. Придет материалист и скажет: «Покажите мне Бога». А придет трансценденталист и скажет: «Покажите мне, где нет Бога. Его нет в его сердце, Его нет в этом атоме? Покажите мне хоть что-то, что существует без Бога. Вы можете мне показать что-то, где нет Бога?»

#00:10:46#

Это две крайности. Что может существовать без солнца? «Нет, сейчас у нас полярная ночь! Мы верим в ночь!» Или: «Мы верим в облака!» Да, они очевидны, их можно видеть, но выше облаков присутствует солнце. И я задам вам вопрос: существует ли жизнь без солнца? Жизнь без солнца невозможна нигде. Поэтому мы можем понять, что жизнь без Кришны невозможна, хотя Кришна как солнце: иногда появляется, иногда исчезает, у Него Своя траектория, Свой полет, Свой план. Тем не менее мы живы, потому что жив Он. Душу называют джива, санскритский корень «жизнь», «жить». Мы живем только потому, что живет Он, и поскольку Он живет вечно, мы также живем вечно.

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас




[1] «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).


[2] «Забыв о Кришне, живое существо с незапамятных времен находится в плену материального мира. Поэтому иллюзорная энергия Господа, известная как майя, помещает его в полный страдания круговорот рождения и смерти» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.117).


[3] Теша̄м̇ сатата-йукта̄на̄м̇, бхаджата̄м̇ прӣти-пӯрвакам / дада̄ми буддхи-йогам̇ там̇, йена ма̄м упайа̄нти те — «Таким предавшимся душам, навечно вручившим себя Мне и постоянно занятым поклонением Мне лишь из любви, Я дарую внутреннее божественное вдохновение, благодаря которому они могут приблизиться ко Мне и оказывать различное сокровенное служение» (Бхагавад-гита, 10.10).





« Все новости