День явления Нитьянанды Прабху24.07.2017

День явления Нитьянанды Прабху

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

(10 февраля 2006 года, Лахта, Санкт-Петербург)

http://harekrishna.ru/2011/02/7778-den-yavleniya-nityanandy-prabhu-chast-1.html

http://harekrishna.ru/2011/02/7782-den-yavleniya-nityanandy-prabhu-chast-2.html

 

Добро пожаловать всем друзьям, гостям, преданным в наш храм!

В этом году нам посчастливилось побывать в Индии. Это была незабываемая поездка на день явления Шрилы Гурудева, который, как мы знаем, тесно связан с Нитьянандой Прабху, поскольку родом из Бхамунпары, Бенгалии, а Нитьянанда Прабху большую часть жизни провел в Бенгалии, проповедуя сознание Кришны именно там.

Сказано, что в Бенгалии проповедовать сознание Кришны невозможно. Почему? Потому что бенгальцы — это особая категория индусов, у которых существует тысяча разных религиозных представлений. В силу Кали-юги и материализма многие люди склонны извратить ту или иную идею: например, брахман никогда не будет есть мясо, но прасад матери Кали он может принять.

Бенгалия — родина Махапрабху. В Индии почти все Гуру из Бенгалии, даже современные Гуру. Шри Чинмой, Рамакришна, Свами Вивекананда, Рабиндранатх Тагор… Гуру, революционеры, обманщики, поэты, философы.

 

Проповедь в Бенгалии

Махапрабху именно Нитьянанде Прабху поручил распространить сознание Кришны в Бенгалии. И поскольку Нитьянанда Прабху родился в Бенгалии, в деревне Экачакра, не так далеко — несколько сот километров — от Навадвип Дхамы (куда Он позже пришел, чтобы встретиться с Махапрабху), Его проповедь произвела на людей Бенгалии неизгладимое впечатление. Вряд ли есть такой человек в Бенгалии, который не знает Нитьянанду Прабху. Появилось много историй, легенд, сампрадай, связанных с Нитьянандой Прабху. Много различных историй ходит о том, как Нитьянанда Прабху освободил тех или иных личностей, но мы придерживаемся того, что написано Кришнадасом Кавираджем в «Чайтанья-чаритамрите» и Вриндаваном Дасом Тхакуром в «Чайтанья Бхагавате».

Сегодня день явления Нитьянанды Прабху. Одно из имен Нитьянанды Прабху — Патита-паван, или Друг падших.

 

«Чайтанья-чаритамрита» о Кришне и Его втором «Я»

Мы знаем, что «Чайтанья-чаритамрита» — великая книга: она словно фундамент в здании. Кришна говорит: «Я словно нить, на которую нанизано все» [1]. Первые четырнадцать шлок «Чайтанья-чаритамриты» — это фундамент, и в некоторых из этих шлок говорится, что та самая Личность, которая является Сваям Бхагаваном, изначальным Господом — не Кришна-аватаром, не Кришна Виласом, не Кришна Пракашем и т. д. и т. п., — есть Кришна Васудев, Кришна Нанда-нандан. Тот самый изначальный Кришна, Кришна Вриндавана, пришел в Кали-югу в одном теле с Радхарани — Радха-Кришна — как Чайтанья Махапрабху [2]. И, соответственно, низошел и тот самый Баладева или Халадхара (у Него множество имен), Его вторая экспансия или Его Alter Ego, или Тот, кто творит все, Источник всей силы. Бала — это сила. Вся энергия подчиняется Ему, поэтому Он Баладева и Он Нитьянанда, Он нисходит как Нитьянанда.

 

Положение Баладевы

В писаниях описывается особое, эксклюзивное положение Баладевы. Баладева обладает силой, Кришна обладает очарованием.

Очень часто из историй Кришна-лилы мы видим, что Баладева ругается с Кришной. Он говорит: «А, Кришна, Ты столь непредсказуем, Ты всегда всех обманываешь!»

Так получилось, что Баладева стал другом Дурьодханы. Дурьодхана хотел перенять силу Баладевы, научиться искусству владения булавой. Шакунди подсказал: «Корми Его, Он очень любит есть», и Дурьодхана стал дружить с Баладевой и кормить Его. А затем Дурьодхана сказал: «Я хотел бы, чтобы Ты научил меня владеть палицей, как владеешь ею Ты».

Баладева очень прост и бесхитростен. В описаниях Кришна-лилы говорится, что Баладева возмущается: «Кришна, зачем Ты строишь какие-то планы? Надо просто пойти и сокрушить врагов». Таков стиль Баладевы.

Баладева пообещал Дурьодхане, что тот женится на Субхадре, но Кришна устроил так, что Субхадру похитил Арджуна: она ускакала с ним, и это очень оскорбило злонамеренного Дурьодхану. Дурьодхан сказал Баладеве: «Мы должны отомстить. Ты меня сосватал, я Твой гость, а этот Арджуна похитил Твою сестру…» Но Кришна поступил очень хитро. Он сказал Субхадре: «Когда ты будешь бежать с Арджуной, сделай так, чтобы колесницей управляла ты». И когда Дурьодхана поднял Баладеву и все войско на битву, Кришна сказал: «Один момент, подождите. Вот вы говорите, что сестру похитил Арджуна… Давайте допросим стражников». Пришли стражники и Кришна спросил: «Скажите, как все было?» Стражники честно рассказали: «Мы видели, как она взобралась к нему в колесницу, взяла вожжи в руки и погнала». В чем же здесь оскорбление? Она сама выбрала своего избранника и сама увезла его на его же колеснице. Тогда Баладева сказал: «Кришна, опять Ты всех обманул. Ты все устроил так, как Ты хотел». Но Баладева всегда был счастлив, потому что это лила, игра.

Характер Баладевы очень прямой. Баладева — старший брат, Он заботится о Кришне. Когда Он Лакшман в Рама-лиле, Он не может перенести того, что Он — младший брат. Он вынужден терпеть, Он смиренно следует за Своим братом Рамачандрой в лес. Сказано, что однажды в лесу обезьяны нашли украшения Ситы. Они принесли их, чтобы показать украшения Рамачандре, Рамачандра сказал: «Лакшман, ты узнаешь эти браслеты?» Лакшман ответил: «Нет, не узнаю». Ножные колокольчики Он смог опознать, но браслеты и серьги — нет. Лакшман никогда не поднимал глаз, Он никогда не смотрел на Ситу, потому что считал, что Сита — возлюбленная Его брата. Он никогда не смотрел на нее, никогда не наслаждался ее красотой. Он смиренно служил Своему брату и готов был исполнить любые Его желания, какими бы суровыми они не казались, лишь бы удовлетворить Своего брата.

Таким образом, Кришна-Баларама, Рам-Лакшман — неотличны друг от друга.

Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл во Вриндаване Кришна-Баларам Мандир, поскольку его сердце лежало к сакхья-расе, к дружбе. Мы верим, что наши Гуру — не смертные этого мира. Мы верим, что такие личности, ачарьи, нисходят из духовного мира. Они не принадлежат этому миру, поэтому мы рассматриваем Бхактиведанту Свами Прабхупаду как одного из тех, кто пришел из того мира. В конце его жизни его желанием было видеть Кришну и Балараму во Вриндаване вместе. В своей поэзии он написал: «Когда же я снова увижу Вас?» Шрила Шридхар Махарадж, будучи трансценденталистом, сказал: «Это дает нам основания видеть его трансцендентную связь с тем миром».

Баладева распространяет Себя во все: Он становится храмом, становится алтарем, Он становится опахалом. Из Него изошли все души, все вселенные, потому что Он Бала. Кришна танцует и наслаждается, Баладева олицетворяет Собой принцип творения. Души изошли из Него, и Он источник чатурвьюхи: Прадьюмны, Анируддхи, Санкаршаны и Васудевы, четырех божественных проявлений, которые пребывают в трансцендентном мире [3]. Из Него исходят все Вишну и творят материальный мир [4], но сам Баладева принимает принцип красоты и покорности Любви, является самым высшим. Почему Радхарани и Баладеву не ставят на один алтарь — Они конкуренты. Радхарани очаровывает Кришну Своей красотой и любовью, Баладева находится в других отношениях: Он готов стать обувью для Кришны, землей, по которой Тот будет ступать, Он готов стать сидением… Говорится, что симха асана — это Баладева, храм — это Баладева. Настолько свят храм — это тело Баладевы. У Баладевы особые функции.

Сказано, что Гуру проявляется в двух аспектах. Первый аспект Гуру — это Нитьянанда Прабху, второй аспект — это Радхарани. Почему Нитьянанда? Потому что Нитьянанда или Баладева — Тот, кто может дать прибежище всем душам.

Если говорить о Гаура-лиле, то положение Нитьянанды Прабху таково: Он неотличен от Баладевы. Он и есть Баладева и так же как Баладева Он являет Свои деяния.

Трансцендентное место Экачакра неотлично от Вайкунтхи, части Голоки — там Нитьянанда принял Свое рождение и там Он явил Свои трансцендентные игры.

Будучи ребенком, Он чудесным образом явил Кришна-лилу жителям Экачакры. Каждый день с мальчишками, Его вечными спутниками, Он устраивал игры.

Он играл в игры, которые были связаны с Кришна-лилой или с Рама-лилой. Нитьянанда Прабху был постановщиком этих игр, Он раздавал роли. Однажды, когда они разыгрывали Рама-лилу, так получилось, что Нитьянанда Прабху играл роль Лакшмана, брата Рамачандры, и Его должна была сразить стрела Индраджита, а Хануман должен был принести целебную траву, чтобы «излечить» Его. Нитьянанда Прабху был «сражен» стрелой Индраджита — в Нитьянанду Прабху кинули цветком, Он упал и «умер». И тогда, когда Он упал без сознания, всем показалось, что Он действительно умер. Собрались взрослые и стали разузнавать, что случилось, кто Его ударил. Дети сказали: «Нет, мы Его не били, мы бросили в Него цветком и Он упал». Все были в шоке, не знали, что делать. Тогда один мальчик вспомнил: «Помните, перед началом игры, когда Нитьянанда рассказывал о том, как должна проходить игра, Он сказал, что, раненный цветком, стрелой Индраджита, Он упадет, и Его должны будут воскресить травы с горы Мандара». Мальчик показал на кочку, заросшую репьем, и сказал, что это гора Мандара. Он попросил доиграть и тогда, на удивление взрослым, мальчики стали играть, вернулись к своим ролям. Кто-то вернулся к роли Ханумана.

История такова: Хануман отправился на Мандару, сразился с демоном, который принял форму отшельника, сразился с крокодилом. Демон, посланный Раваной, превратился в отшельника, который попросил остановиться перекусить, Хануман согласился, тогда второй демон превратился в крокодила. Когда Хануман зашел в воду, чтобы принять омовение, на него напал крокодил. Он начал сражаться с ним и, в конечном итоге, победил крокодила. Когда Хануман вышел на берег, уставший после схватки с крокодилом, вместо отшельника он увидел воина с оружием в руках и вступил в битву с ним, убил его, добрался до холма Мандары, поднял одной рукой холм и полетел с ним, чтобы принести лечебные травы.

Итак, этот мальчик стал драться с мальчиком, который играл роль крокодила, потом он начал драться с другим, который играл роль отшельника, в конечном итоге схватил кусок земли, принес, дал понюхать Нитьянанде Прабху и тот очнулся. Все были удивлены. Они спросили Нитьянанду: «Откуда Ты знаешь все эти трансцендентные лилы?» Он улыбался и говорил: «Это Мои истории, Я постановщик».



Транскрипцию выполнила: Киртида Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] Неточное цитирование шлоки: маттах̣ паратарам̇ на̄нйат, кин̃чид асти дханан̃джайа / майи сарвам идам̇ протам̇, сӯтре ман̣и-ган̣а̄ ива — «Подобно жемчужинам, нанизанным на нить, все творение покоится на Мне» (Бхагавад-гита, 7.7).


[2] Так, в одном из стихов сказано: ш̣ад̣-аиш́варйаих̣ пӯрн̣о йа иха бхагава̄н са свайам айам̇ / на чаитанйа̄т кр̣ш̣н̣а̄дж джагати пара-таттвам̇ парам иха — «Господь Чайтанья — это Сам Бог, Высшая Личность, исполненная шести совершенств. Он — Абсолютная Истина, и нет истины превыше Его или равной Ему» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.3). Далее говорится: эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇ / ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные Личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).


[3] В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.8) сказано: ма̄йа̄тӣте вйа̄пи-ваикун̣т̣ха-локе, пӯрн̣аиш́варйе ш́рӣ-чатур-вйӯха-мадхйе / рӯпам̇ йасйодбха̄ти сан̇карш̣ан̣а̄кхйам̇, там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе — «Я припадаю к лотосоподобным стопам Шри Нитьянанды Рамы, который является Санкаршаной в чатур-вьюхе [состоящей из Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи]. Он в полной мере обладает всеми совершенствами и пребывает на Вайкунтхе, далеко за пределами материального мира».


[4] Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами раскрывает в своих молитвах положение Нитьянанды Прабху (Господа Баладевы) следующим образом: ма̄йа̄-бхарта̄джа̄н̣д̣а-сан̇гха̄ш́райа̄н̇гах̣, ш́ете са̄кш̣а̄т ка̄ран̣а̄мбходхи-мадхйе / йасйаика̄м̇ш́ах̣ ш́рӣ-пума̄н а̄ди-девас, там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе // йасйа̄м̇ш́а̄м̇ш́ах̣ ш́рӣла-гарбхода-ш́а̄йӣ, йан-на̄бхй-абджам̇ лока-сан̇гха̄та-на̄лам / лока-сраш̣т̣ух̣ сӯтика̄-дха̄ма дха̄тус, там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе // йасйа̄м̇ш́а̄м̇ш́а̄м̇ш́ах̣ пара̄тма̄кхила̄на̄м̇, пош̣т̣а̄ виш̣н̣ур бха̄ти дугдха̄бдхи-ш́а̄йӣ / кш̣аун̣ӣ-бхарта̄ йат-кала̄ со ’пй анантас, там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе — «Я простираюсь у стоп Шри Нитьянанды Рамы. Его частичное проявление, Каранодакашайи Вишну, возлежащий на водах океана Карана, — это изначальный пуруша, который повелевает энергией иллюзии и дарует прибежище всем вселенным. Я в почтении склоняюсь к стопам Шри Нитьянанды Рамы, частью полной экспансии которого является Гарбходакашайи Вишну. Из пупка Гарбходакашайи Вишну вырастает лотос, на котором рождается Господь Брахма, творящий вселенную. В стебле этого лотоса покоятся все планеты вселенной. Я простираюсь у стоп Шри Нитьянанды Рамы. Его вторичной экспансией становится Кширодакашайи Вишну, возлежащий в океане молока. Кширодакашайи Вишну — это Сверхдуша всех живых существ, хранитель вселенных. Из Него изошел Шеша-Нага» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.9–11).





« Все новости