Особое положение Радхарани в отношениях с Кришной01.09.2022

Особое положение Радхарани в отношениях с Кришной

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

(3 сентября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)

https://harekrishna.ru/2011/09/8842-3-sentyabrya-2011-goda-prazdnovanie-shri-radhashtami-v-sankt-peterburge-so-shriloi-avadhutom-maharajem-manasom-krishnoi-prabhu-i-sadhu-priei-prabhu#main

 

Я очень счастлив находиться в обществе братьев в Боге и старших братьев в Боге — наших преданных, которые [долгое время] прожили со Шрилой Гурудевом: [Нитья] Гопала Прабху, Манаса Кришны Прабху, Садху Прии Прабху. Им особо посчастливилось — непосредственно, лично служить Гурудеву. Но также Виджай Раман [Прабху], Макханчор Прабху, все здесь присутствующие преданные: Ананда Мой Прабху, Притху Прабху, все наши диди, деви даси — преданные, которым так же посчастливилось соприкоснуться с личностью Гурудева.

Особое восхищение вызвали слова Шрилы Шридхара Махараджа, когда он спросил одну американскую женщину: «Зачем вы приехали к нам в Индию?» И она ему сказала: «Когда я услышала, что Господь столь милостивый и прекрасный, и Он приглашает нас в Свою семью, эта идея покорила мое сердце: жить в семье с Господом». Шрила Шридхар Махарадж был очень удовлетворен. Он был очень удовлетворен, он сказал: «Вы поняли подлинную суть сознания Кришны».

Недавно я был на одном мероприятии. Пришла одна дама из другой вайшнавской миссии. Мы пообщались с ней, и она сказала: «Я поражена тому, что в вашей миссии легко, свободно общаются с людьми. Я видела Гуру, махараджей, но это все было очень дистанционно, очень помпезно, пафосно, так сказать, религиозно. Я даже не думала, что когда-то смогу подойти к санньяси или преданным и задать какой-то вопрос». Но я сказал ей, что это наша удача, [милость,] которую пролили на нас наши учителя. Они были спутниками Господа, они были из одной семьи с Господом. Поэтому общение с ними было столь прекрасно, столь совершенно, столь непосредственно. Я сказал ей, что когда-нибудь, когда нам посчастливится прийти в семью Господа во Вриндаван, мы увидим, что даже при общении с Господом, которого мы будем знать лично, мы не будем знать о том, что Он — Господь Бог.

Кто укажет вам на то, чтобы Ему служить, если вы не знаете, что Кришна — это Бог? Тогда мы будем вынуждены искать наиболее совершенного слугу. И мы знаем, что служение [Богу] происходит в разных аспектах, разные расы. Есть пыль Вриндавана, деревья, цветы, которые пропитаны хотя и любовью, но их положение нейтрально, они занимают нейтральное положение [по отношению к Кришне]. Они не осмеливаются [приблизиться к Кришне лично]… их подносят более квалифицированные преданные: друзья, родители, возлюбленные [Господа]. Мы знаем, есть те, кто занимают особое положение слуг. Служение — это особая квалификация.

Мы знаем, что есть те, кто обладают глубокой дружеской любовью к Кришне. И эти друзья сопровождают Господа в самых сокровенных Его делах: в походах в лес, в игре, в песнях, в танце. Мы знаем, что у Господа есть родители, которые заботятся о Нем со столь глубоким чувством, нежным чувством, что Господь в какой-то момент полностью отдается матери Яшоде и Нанде Махараджу. Он может лежать у них на руках и чувствовать Себя совершенно, полностью защищенным, [Он находится] под защитой матери Яшоды, хотя иногда она заглядывает в Его рот и видит там всю вселенную. Но, тем не менее, Господь отдает Себя в руки, подобно младенцу, и такова Его лила.

Шрила Шридхар Махарадж сказал, что среди всех различных рас отношения возлюбленных самые высшие. Он сказал, что в мадхурья-расе проявляются все формы служения. Он сказал, что гопи могут быть друзьями, слугами, родителями и возлюбленными [Кришны]. Поэтому в положении Радхарани и Ее окружения, ашта-гопи, проявляется особое чувство мадхурья-расы. Они обладают способностью совершать служение в совершенно разных аспектах. Иногда, когда Кришне нужна дружеская забота, Радхарани может играть с Ним в шахматы или быть Его другом. Когда Кришне необходима родительская забота, Радхарани чувствует, что Господь пребывает в таком состоянии, Она может проявить к Нему чувства родительской любви. Иногда Она может проявить глубочайшее чувство супружеской любви. Иногда Она проявляет чувства внебрачной любви, когда у Нее нет никакой надежды, и Она пытается лишь хоть в какой-то степени соприкоснуться с Господом.

Поэтому положение Радхарани столь высокое, столь возвышенное. Как сказал Садху Прия, Манас Кришна [Прабху]: крайне эзотеричное. Если мы будем соприкасаться с этим лишь поверхностно, то это не будет нам понятно, не будет нам открыто. В какой степени мы увидим Гуру, связанным с Радхарани, зависит от нашей веры. Шрила Гурудев всегда говорил: «Для меня мой Гуру — всегда Радхарани». Но когда мы спрашивали Гурудева: «А каково ваше чувство?» Он говорил: «Мне нравится Лалита [Деви]».

Однажды мы были в 2004 году на Говардхане… может быть, в 2003 году, не помню. Когда я принял санньясу, в этот год. Госвами Махарадж водил нас с Сиддханти Махараджем и другими преданными в особые места Радха-кунды. Это было перед принятием [мною и Сиддханти Махараджем] санньясы. Он водил нас в особые места, и Гурудев каждый раз спрашивал нас: «Что вам понравилось? Где вы были?» Мы прошли различные святые места, и Гурудев сказал: «А вы были на месте явления Лалиты [Деви]?» Я сказал: «Я слышал про Нандаграм, Варшану во Вриндаване, но я никогда не слышал о месте явления Лалиты [Деви]». Гурудев подмигнул Госвами Махараджу и сказал: «Отведи их туда». И он сказал: «Это мое место».

Когда Гурудев сказал: «Это мое место», у нас не осталось, так сказать, шансов не посетить его. Пришла машина. Мы приехали на это место. Это небольшой холм, меньше, чем Нандаграм, меньше, чем Варшана, небольшой холм, но прекрасный. Наверху этническая деревня, совсем бедная. Может быть, там несколько сот ступенек и небольшой храм. Шрила Госвами Махарадж скал рассказывать о славе этого места. И позже, когда мы вернулись, Гурудев спросил: «Ну что, увидели?» И я сказал Гурудеву: «Что мы можем увидеть нашими физическими глазами?» Ибо святыми сказано: физические глаза даны нам по немощи.

Мы очень часто надеемся на свои физические глаза, которыми мы можем рассмотреть все: все эмоции, так сказать, я вижу все вокруг и все лица. Но, тем не менее, сознание Кришны можно увидеть лишь глазами души. И Гурудев стал прекрасным образом описывать [славу этого места и Лалиты Деви]. В одном из произведений Рупа Госвами описывает положение Лалиты Деви[1]. Это есть у нас на сайте, я думаю, многие могут посмотреть. Часто он описывал это положение Лалиты Деви. И он сказал так: «Я вам ничего возвышенного не расскажу». Но потом рассказал. Как всегда. Потому что Гурудев не мог не иметь особое понимание сознания Кришны. И он сказал, что Лалита Деви в целом переживает особое чувство к Радхарани. Она часто ругает Кришну и Радхарани.

Она говорит Кришне: «Ты не имеешь права к Ней так относиться!» Или она говорит Радхарани: «Сколько можно быть как тряпка? Да, Ты должна взять Его в оборот». И так далее, и тому подобное. Таким образом, мы видим, что Радхарани обладает совершенно нежной природой. Нежная природа Радхарани такова. Мы знаем, что во Вриндаване есть Радхарани, тогда как в Двараке шестнадцать тысяч цариц [жен Кришны]. А самая возвышенная из цариц — Рукмини. Во Вриндаване Рукмини занимает положение Чандравали. Чандравали — это оппозиция, это конкуренция, это другая деревня, это гопи, которые пытаются Кришну все время заманить к себе. В какой-то степени они очень близки [к Господу], они очень прекрасны. Они очень прекрасны и умны.

Но природа Радхарани совершенно другая. Она абсолютно непосредственна и проста, нежна, незатейлива. Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Посмотрите, Чандравали проявляет себя как царица Двараки». В этой ипостаси. И он объяснил [более высокое положение Радхарани]: «Сердце выше, чем интеллект». И действительно, как царица Двараки, Чандравали очень продвинутая: интеллектуальная царица, прекрасное, так сказать, олицетворение шакти. Но почему она не может никогда быть подлинной конкуренткой Радхарани? Она как тень Радхарани. Потому что сердце выше, чем интеллект.

Шрила Шридхар Махарадж указывает на положение Радхарани: «В Ней мы увидим всю красоту и поток сердца». Иногда царицы Двараки удивляются, что Господь, их супруг, во сне бредит именами гопи и коров. И тогда прекрасные царицы Двараки думают: «Мы столь прекрасны, мы столь продвинуты, мы столь совершенны. Что такое Вриндаван? Почему наш супруг, Господь Кришна, бредит именами каких-то женщин и коров?» В Двараке ходят слухи, по этим слухам собирают информацию, и там [происходит] хари-катха: они пытаются описать обитателей Вриндавана и Радхарани, но не могут. И в конечном итоге обитатели Двараки решают: «Мы должны выступить и проверить до конца, так ли это или нет». И вот они надевают все свои самые прекрасные украшения, делают макияж, свои прекрасные наряды. Представляете, шестнадцать тысяч богинь процветания, как топ-модели, маршируют. Эта армия красоты устремляется во Вриндаван, и в этот момент гопи, которые слышат о приближении опасности, собираются, тоже надевают свои сельские одежды, сари, делают свой сельский макияж. Бусы, цветы — все идет в ход, потому что они жители леса Вриндаван. Они украшают себя столь обыденными, столь простыми вещами. А драгоценные камни во Вриндаване, чинтамани, лежат на каждом углу. Они украшают свои тела этими драгоценностями.

И вот они отправляются [навстречу царицам Двараки]. Но Радхарани они сажают на паланкин, и Лалита [Деви] сопровождает Ее. На границе Вриндавана две эти армии встречаются. Гопи Вриндавана смотрят на цариц Двараки, и они фактически говорят: «О, насколько они прекрасны». Эти две армии стоят и бросают друг на друга взгляды красоты. Таким образом происходит война красоты. Одни смотрят на других, бросают взгляды и, подобно волнам, колышутся. Представляете, да, состояние двух лагерей! Лагерь Вриндавана и лагерь Двараки. Но в конечном итоге Лалита [Деви] применяет «ядерное оружие». Она подходит и открывает паланкин Радхарани. И тогда все царицы Двараки падают без сознания. Она тут же закрывает паланкин Радхарани, армия гопи разворачивается и уходит.

Они отстояли Кришну. В писаниях сказано: одна только Радхарани. Поэтому, когда Радхарани покинула танец расы, Кришна почувствовал, что нет того драйва, нет той изюминки. Хотя там были тысячи гопи, похожие на богинь процветания, но [существует] одна только Радхарани, [и] Она покинула [место танца раса]. И Кришна подумал: «Каким образом это произошло? Почему Она покинула Меня?» Он искал Радхарани, Он не мог Ее долго найти.

Есть такая песня, помните: «Я спросил у ясеня, где моя любимая». Первая часть — это почти что умонастроение Вриндавана. Вторая часть и все остальное — уже [не то]… «Я спросил у ясеня, где моя любимая». Помните, да? «Ясень не ответил мне, забросал листвой». Кришна искал Радхарани и в конечном итоге нашел. И Он был поражен Ее глубоким чувством любви в разлуке. Он смотрел, как Она плакала от любви разлуки с Ним. Кришна в этот момент подумал: «Что за великая преданность ко Мне?» И тогда Кришна сам захотел это испытать, Он упал к стопам Радхарани, и в этот момент Радхарани приняла Его. Он сказал: «Я хотел бы испытать хотя бы капельку той любви, которую Ты испытываешь ко Мне». И тогда Радхарани в месте Имлитала (во Вриндаване рядом с нашим храмом) сказала: «Забери Мое сердце». Когда Она отдала Ему Свое сердце, Она сказала: «Я не смогу Тебя оставить». Она окутала Кришну Собой, и Он стал Гаурангой Махапрабху.

Поэтому те божества, что дал нам Гурудев: Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава. [Это] тот самый Гауранга, который принял сердце Радхарани. Те Радха и Мадхава, которые в столь [сокровенных отношениях]… изначальный Кришна, Сваям Бхагаван. Не частичный Кришна; не Кришна, который рассказывает Бхагавад-гиту; не Кришна, который является спорным героем «Махабхараты»; и не Кришна, который является источником всех миров. [Но] тот самый Кришна, который ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[2]. Ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇. Он тот самый Кришна, который пропитан сердцем Радхарани. И Он — Сваям Бхагаван. Мы присутствуем при Его божественной милости здесь. Сакшат. [Это Он] сам. Неотличен [от изначального Своего проявления во Вриндаване].

Эту концепцию сознания Кришны привили нам наши учителя. Ничто меньшее. Как Рупа Госвами и Санатана [Госвами] сказали: «Мы заставим тебя пить нектар». Мы всегда хотим чего-то меньшего. Помните: «Сколько вам нужно для полного счастья?» — «Шестьдесят четыре рубля, пятьдесят три копейки», — сказал Шура Балаганов. Мы всегда в своей балагановской идее Божественного. Мы всегда Безграничное пытаемся своим ограниченным сознанием прикрепить к нашему стандарту Божественного, к нашему стандарту Безграничного. Мы всегда мерим по себе. Но Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Субъективная эволюция». Камень не может создать сознание. Низшее не в состоянии оценить высшее. Поэтому в данном случае высшее нисходит, оно раскрывает себя, оно говорит: «Люби меня таким, какой я есть».

Помните, как Остап Ибрагимович сказал: «Вам продали гораздо более ценный мех». Так же и в какой-то момент [принятия идеи] сознания Кришны мы понимаем, что нам дали гораздо более ценную духовную идею, но пока что мы находимся в глубоком детстве: «У нас там Радха-Кришна, куличики, дочки-матери, хари-бол». Но когда кабе гаура-ване, сурадхунӣ-тат̣е, ‘ха̄ ра̄дхе ха̄ кр̣ш̣н̣а’ бале’ [3], когда атма, душа, проснется, а к этому надо прийти, тогда глазами атмы, глазами души, мы сможем видеть поток милости Радхи и Кришны. [Это] глаза, которые даны нам по [нашей] слабости. Творец дал нам глаза по [нашей] слабости. Подлинными глазами, когда [духовно] пробудимся, мы сможем увидеть подлинную красоту.

А сейчас мы в состоянии ожидания. Как дети. Дети спрашивают: «А что можно сделать, чтобы стать взрослыми?» И родители говорят: «Ты просто жди. Жди, ходи в школу, черти свои палочки, делай куличики. Придет время, и ты повзрослеешь, ты вырастешь. Ты не заметишь, как ты вырастешь». Ты не заметишь, как в какой-то момент тебя начнет привлекать сознание Кришны.

Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Я не был привлечен особо Кришной. Вот Господь Рама или Господь Чайтанья, да. Для меня это было олицетворением религии, праведности, совершенства. Кришна — [Бог], который занимается женщинами, танцами и так далее. В моем религиозном сознании не было понимания, почему это самое высшее. Но пришло время и через Гаурангу Махапрабху, через Гуру Махараджа [Сарасвати Тхакура] я получил некий вкус к сознанию Кришны». Так же и мы. Придет время и некий вкус появится у нас. И тогда этот вкус будет нас вести. Не ум. Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Сердце, которое выше, чем интеллект». Вот как необходимо воспринимать все это.

На этом радостном моменте мы закончим. Начнем празднование сегодня; завтра, [послезавтра] в понедельник — будем праздновать эти дни. Завтра день явления Лалиты [Деви], еще больше будет сказано. [Нитья] Гопал Прабху здесь, Садху Прия Прабху здесь, Манас Кришна Прабху здесь. У нас очень хорошая компания. И все наши преданные, Макханчор Прабху. Даже вот Анантадев [Прабху]: посмотрите, какой красивый с сережками в ушах, как Нарада Муни. Если б у него еще шикха стояла [торчком]: «Нараяна-Нараяна». Харе Кришна! [Смеется.]



Транскрипцию выполнил: Уддхаран Дас
и Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Речь идет о «Лалита-аштаке» Шрилы Рупы Госвами. В первой ее шлоке сказано: ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-нирман̃чанопакаран̣ӣ-кр̣та-деха-лакш̣а̄м / уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м̇ девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми — «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-ра̄сой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики».


[2] «Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела».

Ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д, эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау / чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇, ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам — «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).


[3] Шрила Бхактивинод Тхакур говорит: кабе гаура-ване, сурадхунӣ-тат̣е, ‘ха̄ ра̄дхе ха̄ кр̣ш̣н̣а’ бале’ / ка̄̐дийа̄ бед̣а̄ба, деха-сукха чха̄д̣и’, на̄на̄ лата̄-тару-тале — «Когда же я откажусь от всех телесных удовольствий и начну бродить по берегам Ганги среди деревьев и лиан в лесах земли Шри Гаурасундара, плача и взывая: „О Радхе! О Кришна!“?» («Сиддхи-ла̄ласа̄», 1.).





« Все новости