Паломничество в Экачакру
Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
(19 февраля 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург)
https://harekrishna.ru/2009/04/4933-palomnichestvo-v-ekachakru
Нитьянанда Прабху рождается в Экачакре. Первый раз мы побывали там, по-моему, в 2005 году. Мы ехали из Навадвипы порядка восьми часов. Очень долгая дорога. Но место, куда мы приехали… Раньше я думал, что Навадвипа — это Бенгал. Это оказывается Калькутта. Навадвипа — это еще центр, но вот когда мы приехали в Экачакру, мы увидели там настоящую бенгальскую деревню. Сотни, тысячи лет — ничего не изменилось. Единственное — появились не только соломенные, но еще и металлические крыши, и время от времени [попадаются] металлические помпы. Но когда мы вошли в эту деревню, Экачакру… Тысячи коров… То, что меня поразило — везде были коровы. Эти коровы были настолько красивые. Они ели, они стояли какими-то группами, я все время фотографировал. Не могу найти этот файл… может быть… я не знаю, где он, он там, по-моему, «грохнулся» на нашем сервере. У меня была целая съемка. Я ходил с фотоаппаратом, фотографировал коров. Люди, потрясающие люди! Я таких фактурных людей не видал. Обычно в Бенгалии спившиеся рикши, с такими зубами, такие упыри. А здесь появляются такие люди, прямо вот какие-то... даже я не знаю, как их назвать. Благородная кожа… пуджари эти все. Очень такие чистые лица, гладкие, как инопланетяне.
#00:01:50#
Это напоминало мне Стругацких, «Пикник на обочине». Да? Что мы — где-то в центре, в Москве или в Питере, а на самом деле мы на обочине, а пикник произошел там. Какая-то трансцендентная фишка произошла там, а мы ничего не знаем об этом, мы окружили себя какими-то коробочками, какими-то тележками, пластмассовыми телефончиками и думаем, что мы короли природы. Но там, в этой простоте… Это было настолько потрясающе. И представьте, да — бенгальская деревня, фактически нетронутая [цивилизацией]. Там женщины, которые рубят солому, там коровы, buffalo, там все стены измазаны навозом, расписаны какими-то узорами.
Джай Шри Гуру-Гауранга [Радха-]Мадхава-Сундарджиу ки джай!
#00:02:48#
Потрясающие дома — небольшие с соломенными крышами. Очень красивые. И ощущение было такое, что мы попали в какую-то матрицу. И вот мы пошли, и там не очень много людей… Но сейчас приезжают все больше и больше. И мы увидели место рождения Нитьянанды Прабху. Это очень красивое место. С одной стороны, все, что происходит с религиозными объектами, — это некая современная эмансипация. Да? И вот вокруг этого места построен (ну, кто-то выкупил) забор, храм стоит, какой-то памятник, но, честно говоря, это вообще не вписывается туда.
#00:03:48#
Если бы убрать все эти заборы, каменные здания, всю эту значимость, мы получили бы такой потрясающий кусочек аутентичной картины… да? Нетронутый цивилизацией. И там стоял небольшой домик, где родился Нитьянанда Прабху, и там потрясающий пруд, деревья баньяновые. Просто нереальное место. Мы туда зашли, естественно там храм, некое поклонение. Мы приехали на автобусе, у нас были с собой продукты, еда, и мы пошли гулять по местам, связанным с нитьянанда-лилой. Там Он родился, Его отца звали Ходай Оджха, Хадай Пандит, мать звали Падмавати. Они были брахманами по рождению. Нитьянада Прабху провел детство [в Экачакре]. К нам сразу же набежала огромная толпа индийских мальчишек, [в возрасте] три–четыре года, они все прибежали с тарелками, как только мы стали готовить, и они все просили прасад, потому что они знают, что приезжают паломники, готовят прасад.
#00:05:11#
Это было потрясающе. Мы сначала обошли все эти места. И подошел один брахман. Причем если в раскрученных святых местах брахманы дергают за рукав, просят у тебя пожертвования, [то здесь] подошел совершенный «космонавт». Причем он «вырулил» [появился] откуда ни возьмись. И он стал нам показывать, он сказал: «Вот это место называется Падмавати-кунда. Здесь мать Нитьянанды стирала белье, и здесь Он купался. Вот под этим деревом — это [место] называется Нитьянанда sitting place — Он сидел и отдыхал». Он сказал: «Вот в этой роще произошла лила». Он водил нас по этим местам, какие-то такие дороги, и знаете, вид такой… ну, не знаю, если взять кадр… Да, такое поле и там какими-то кусками рощи, и между этими рощами узкие тропки — одна, вторая, третья, четвертая, пятая, и где-то там вдали, за несколько километров, идет стадо коров. Потрясающая природа!
#00:06:20#
Мы приехали зимой, и представляете, там было примерно, как в Лахте — немножко серое небо, совершенно мистическое. И вот эта вся роща просматривалась. Иногда Сатья [Сундар Прабху] делает здесь фотки очень глубокие — какой-то свет непонятный был. И вот мы ходили по этим рощами, и этот дедушка рассказывал нам: «Вот здесь Он [Нитьянанда Прабху] играл [роль] Лакшмана, здесь Он потерял сознание, вот здесь проходила такая лила, другая лила». А это были какие-то рощицы и там какие-то развалины.
#00:06:51#
То есть видно, что когда-то там несколько сот лет назад была какая-то жизнь, там были заброшенные самадхи святых, покошенные [памятники], утопленные в землю. Видно, что здесь жили подвижники, которые оставили здесь тела. И вот этот мужчина показал нам потрясающую реку, и он сказал: «Вот по этой реке приплыло Божество Кришны, которое нашел Нитьянанда Прабху, и Он здесь установил это Божество Кришны».
#00:07:25#
Всякое соприкосновение со святым местом, конечно, отражается на нашем сознании. Святость этого места передать невозможно, но какое-то измененное состояние сознания [приходит], мы ходили, как-то даже похихикивали, посмеивались. Знаете, как туристы приехали на место, где, например, проходила Бородинская битва или какой-то оркестр играл. Нет ни оркестра, ни битвы, но есть место. И в нем что-то заключено. Когда мы говорим о святых местах, это как в компьютере фильм, который заархивирован… Понятно, да? То есть он скрыт от внешних глаз.
#00:08:17#
Но как сказал Шрила Шридхар Махарадж: «Это как вулкан. Ты можешь прийти на вулкан, встать на вулкане, и ты не увидишь ни дыма, ни огня, но ты почувствуешь легкое потряхивание, то есть ты будешь понимать, что под тобой кубометры текущей лавы». И вот то, что произошло там… мы чувствовали, что мы находимся буквально на вулкане. Непонятно было — не было ни дыма, ни огня. Вулкан не подавал признаков жизни, но вулкан существовал.
#00:08:55#
Позже Гурудев сделал несколько ремарок, которые раз и навсегда отпечатались у меня в сознании. Естественно, мы поехали, Гурудев нас благословил, и мы увидели все эти потрясающие места, потом этот брамин водил нас через всю деревню, он показал храм с плоской крышей. Он сказал: «Вот здесь Божества, которые установил Нитьянанда, Божество Кришны. И здесь еще Божества Вирачандры». Он говорит: «Вот в этот храм Они все ушли». Хотя мы не говорим об уходе Нитьянанды, Чайтаньи, это мистерия. Театр заканчивается на каком-то кадре, не показывают, как разбирается сцена, как артисты снимают грим, как они между собой беседуют, но, тем не менее, это происходит.
#00:09:56#
И он сказал: «Вот здесь, в это место Они вошли и никогда не вернулись». И мы знаем, что Нароттам Дас Тхакур, например, стал молоком. Мы знаем, что ряд великих преданных не оставили тела, как мы. Нароттам Дас Тхакур взошел в Гангу со своими учениками, омылся водой Ганги и сказал: «Все, пора уходить». И постепенно растаял и стал молоком, они только успели горшком зачерпнуть молоко. Поэтому на его самадхи всегда стоит горшок с молоком. То есть он уплыл молоком по Ганге.
#00:10:38#
Это как помните в фильме «Матрица»? Они приходят и уходят, и они сами выбирают то, как они это делают. И казалось, действительно, что мы пребываем в каком-то месте, где все это правда и все это есть, но мы не можем этого понять. Это как прийти на место фестиваля, какой-нибудь Яхромы, и мы увидим место, заросшее кустарником, но когда-то здесь было много людей, они пели, танцевали. И трудно представить [это], потому что зима оставила свои следы.
#00:11:14#
И второе потрясающее было место; когда стало садиться солнце, я увидел тысячи тысяч летучих собак. Не мыши летучие, а летучие собаки. Они висели вниз головой, эти летучие собаки, тысячи летучих собак, они поднялись в небо и летели. Как в фильме «Бэтмен» — на фоне луны тысячи летучих собак. Это было нереальное место. Оно чистое, зовущее, нетронутое, и вместе с тем оно необычное.
#00:11:55#
Нитьянанда Прабху прожил там до тринадцати лет, и Он явил там Свои потрясающие детские игры. В своих детских играх Он являл лилы. Во что может играть Бог? Только самого Себя, Ему неинтересно играть жизнь смертных. Поэтому Он играл гаура-лилу, кришна-лилу, и Он играл самого Себя.
Транскрипцию выполнила Анамика Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас
« Все новости