Перспектива духовного развития08.10.2017

Перспектива духовного развития

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

(30 августа 2010 года, Лахта, Санкт-Петербург)

http://harekrishna.ru/2011/01/7666-perspektiva-duhovnogo-razvitiya-chast-1.html

http://harekrishna.ru/2011/01/7690-perspektiva-duhovnogo-razvitiya-chast-2.html

http://harekrishna.ru/2011/01/7718-perspektiva-duhovnogo-razvitiya-chast-3.html

http://harekrishna.ru/2011/02/7751-perspektiva-duhovnogo-razvitiya-chast-4.html

http://harekrishna.ru/2011/03/7891-perspektiva-duhovnogo-razvitiya-chast-5.html

 

Интернет как средство проповеди

В настоящее время интернетом пользуется огромное количество людей во всем мире. Однако в России, в особенности в ее регионах, интернет все еще мало распространен. Интернет — хорошее средство сообщения между людьми. С этой целью в течение нескольких лет разрабатывается программный продукт под названием «Maha-mandala», который похож на другие известные социальные сети, такие как Youtube, Facebook и «В контакте». Он интересен тем, что содержит в себе элементы библиотеки, духовную образовательную часть, возможность общения друг с другом и другие возможности. Предполагается, что в будущем преданные со всего мира смогут пользоваться этим сайтом.

Одна из главных задач для нас состоит в том, чтобы духовное наследие наших учителей было общедоступно в интернете. К сожалению, большая часть печатных книг все еще не преобразована в электронные книги. Кроме того, наши книги не переведены на все языки.

Во-первых, духовное богатство наших Гуру должно быть тематически разобранным, общедоступным и бесплатным. Во-вторых, необходимо суметь донести духовное знание до людей. Сейчас наблюдается переизбыток информации, однако люди ищут друзей по интересам. Поэтому необходимо пытаться активно общаться и проповедовать духовные идеи в интернете. Например, нам кажется, что все знают о дружбе между Шрилой Шридхаром Махараджем и Шрилой Прабхупадой. Однако оказывается, что на Украине, в России и Прибалтике это почти никому не известно. Идеи сознания Кришны — очень закрытый мир. Преданные должны делиться своим духовным видением и пониманием с другими людьми, в частности, с помощью интернета. Много людей привлекается учением наших Гуру благодаря интернету, поэтому необходимо распространять информацию таким способом.

 

Поиск истины

В России обычные люди очень настороженно относятся к преданным, так как о них существует много негативной информации. Здесь полагают, что это секта или религиозное меньшинство. С одной стороны, это отпугивает определенных людей, но, с другой стороны, привлекает ищущих людей. На нашей Родине политическая ситуация такова, что большинство людей не верит средствам массовой информации. Однако нас интересуют не эти люди, а те, кто ищет альтернативную истину. Таких людей не так много, но в последнее время в связи с внешним политическим и экономическим противостоянием их число возрастает. Они задаются вопросом: «Чем я занят в этом мире?» Их интересует поиск души, глубоких духовных идей. Оказалось, что многие преданные и религиозные люди вообще очень инертны и малоактивны. Если бы столько усилий было приложено в Америке, то были бы тысячи последователей.

 

Низшее в служении Высшему, а не наоборот

От нашей социальной активности зависит наш духовный рост. Иначе мы будем жить так, как наша страна — между нищетой и серостью, — принимая то, что есть. Нужно жить в духовном процессе, в духовном стремлении. Эта серая реальность очень угнетает. Мы имеем столь прекрасные возможности и перспективы для духовного развития, однако для этого нам нужно прикладывать некоторые усилия. Очень важно, чтобы преданные проповедовали в своих регионах, а также в социальных сетях, используя имеющиеся средства.

В течение более десяти лет было собрано и опубликовано духовное наследие наших Гуру — Шрилы Бхактивинода Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Гурудева. Далеко не все практикующие преданные имеют глубокую подлинную связь с трансцендентным сокровищем божественного мира. Духовную реальность невозможно использовать для удовлетворения своих низменных мирских потребностей. Кришна не обязан исполнять наши желания. Однако религиозное понимание многих людей именно такое. Описанное положение вещей огорчает. После ухода Шрилы Гурудева ситуация изменилась и даже было желание прекратить активную духовную проповедь. Но Шрила Гурудев хотел, чтобы мы продолжали независимо от числа последователей.

 

От сложного к простому

Прежде мы организовывали этнические фестивали, выставки, но поняли, что это неэффективно. Более плодотворно индивидуальное духовное общение и духовная литература. К сожалению, невозможно общаться со всеми преданными лично. Очень сложно проводить публичные программы и общаться с каждым человеком. Преданные в регионах должны общаться друг с другом и поддерживать себя подобным образом.

Священные писания могут быть сложны для понимания, поэтому мы пытаемся сделать их более доступными и понятными. Это очень сложно. Аналогичная ситуация в компьютерной отрасли — революция происходит от сложного к простому.

Шрила Шридхар Махарадж дал нам идеи, что «красота выше силы», «сострадание выше справедливости». Кришна — олицетворение красоты и гармонии. Шрила Шридхар Махарадж показал, что мы уже имеем все, что нам необходимо. Наша способность донести что-либо людям зависит от того, насколько мы сами понимаем то, о чем говорим.

 

Необходимо понять, что мы — никто

Необходимо понимать, что все мы, независимо от уклада жизни, подвержены влиянию иллюзии. В Шри Чайтанья Сарасват Матхе есть преданные, являющиеся санньяси уже в течение 70–80 лет. Однако Шрила Говинда Махарадж не считал, что все квалифицированы слушать от них о сознании Кришны. Например, Шрипад Аранья Махарадж, которому уже больше 90 лет.

Духовная преемственность — это вековая религия. В православии святых подвижников были единицы — например, Серафим Саровский, Сергий Радонежский.

Уклад жизни не определяет возвышенность мышления и глубину понимания. Шрила Говинда Махарадж дал «форму», но это не означает, что мы достигли некоего духовного уровня. Необходимо понять, что мы — никто. Об этом не стыдно говорить, ибо, если утверждать обратное, это будет обманом. С другой стороны, нельзя сказать, что определенное понимание отсутствует, а Шрила Гурудев передал духовные полномочия необдуманно.

На сегодняшний день наша Миссия очень «сырая» и тому есть немало примеров. Безусловно, мы несем ответственность за преданных, но нужно быть внимательными и осторожными при вынесении каких-либо суждений. Наше понимание зависит от нашей веры. Мы не можем требовать чего-либо в духовной жизни. Мы также не можем делать выводы о духовной жизни, о нашей Миссии и о проповедниках. Как говорят христиане, «посмотрим, как ты жил, а потом посмотрим, как ты будешь умирать».

 

Важность признания собственного несовершенства

В ИСККОНе после ухода Шрилы Прабхупады было семьдесят инициирующих Гуру. Впоследствии их осталось двое, хотя Свами Махарадж определил их всех как квалифицированных. Почему такое происходит? Необходимо честно признаться в своем несовершенстве. Гораздо лучше признать свое несовершенство, чем лицемерить.

Необходимо быть очень внимательными к проповедникам — особенно, к русскоязычным. Обретя положение Гуру в России, я передал бы его Шриле Ачарье Махараджу. Шрила Гурудев был очень милостив к нам.

Шрипад Госвами Махарадж был учеником трех Гуру: Шрилы Прабхупады, Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа. Еще Шрила Шридхар Махарадж наделил его правом принимать учеников. Однако он не хочет инициировать, считая себя несовершенным, и поэтому дает посвящения от имени Шрилы Ачарьи Махараджа. Но на сегодняшний день Шрипад Госвами Махарадж — лучший наставник. Он близко общался со всеми своими духовными учителями, он прекрасный мыслитель и знаток священных писаний, но при этом считает, что неквалифицирован для положения Гуру.

 

Наши идеалы столь возвышенны

Все духовные фестивали организовываются с целью обретения духовного общения. Общаясь с вайшнавами, мы очищаемся. Мы не желаем пребывать в иллюзии в духовной жизни.

После ухода нашего Шрилы Гурудева возникли определенные трудности. В Индии продолжается противостояние. Но быть Гуру может лишь тот, кто верит своему Гуру. Поэтому мы должны продолжать служить.

Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Кришна — это Реальность». Мы очень далеки от этой Реальности, однако это не значит, что нужно верить в воображаемого Кришну. Это имитация, сахаджия. Не нужно думать, что мы уже достигли любви к Богу, что испытываем чувство разлуки или встречи с Ним. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что нужно начинать с идеалов. Наши идеалы столь возвышенны и недостижимы, но это не значит, что им нельзя поклоняться. Мы поклоняемся недостижимому высшему миру.

 

Вера в милость Гуру и вайшнавов

Первое: мы верим в милость Гуру и вайшнавов. Второе: мы верим в тех преданных, которые нас окружают. Например, сравнивая себя с тем, кем я был двадцать лет назад, я понимаю, что сделал огромный прогресс. Сознание Кришны действительно реально.

Все наши проповедники имеют разные духовные уровни понимания и развития. Например, Шрипад Госвами Махарадж еще в юности пришел к Шриле Прабхупаде и очень скоро начал проповедовать сам. Он посвятил большую часть своей жизни сознанию Кришны, изложил много трудов Шрилы Шридхара Махараджа.

 

Серьезность в духовной жизни

Духовная жизнь непроста. Необходимо изучать духовное наследие наших Гуру. Шрила Гурудев ушел, но мы продолжаем наш духовный путь. Сейчас многие преданные от имени Шрилы Говинды Махараджа будут делать и говорить многие вещи. Когда Гуру присутствует в этом мире, ему тяжело следовать, а когда его нет — можно делать все что угодно. Поэтому от имени Шрилы Прабхупады, Шрилы Шридхара Махараджа, Шрилы Говинды Махараджа и Христа свершались разные деяния. Необходимо относиться к духовной жизни серьезно, тогда все будет ясно и понятно.

 

Способность воспринять духовные идеи и следовать им

Существует важная задача — сделать доступным наследие наших Гуру в интернете. Это необходимо для наших преданных и для тех людей, которые будут приходить в будущем.

Храм — это лишь здание, духовным местом оно становится благодаря преданности в сердцах преданных. Мы можем совершить оскорбления или уйти в мирскую жизнь. Это происходит в большинстве случаев. Многие люди получили посвящение, но потом они начинают интересоваться чем-то более поверхностным. Как можно привлечься чем-то низшим, обретя связь с сознанием Кришны? Однако вначале люди вдохновляются и принимают высшую идею, но позже начинают думать, что духовный процесс не работает.

Другая проблема — неспособность принять духовные идеи. Шриман Махапрабху пришел, чтобы освободить всех живых существ, поэтому все происходит в согласии с Его планом. Возможно, через миллионы жизней, рано или поздно, но какие-то изменения с нами произойдут.

Господь очень милостив к падшим душам. Важное качество — отсутствие гордыни и представления о том, что мы обладаем чем-то особенным. Мы обрели высшую милость, но восприняли ли мы ее? Мы должны принять идеалы, а не идеи. Необходима вера в идеалы. Возможно, мы неспособны всему следовать, но мы должны верить. Иногда нам кажется, что идеалы слишком возвышенны, и мы хотим низвести их до своего уровня понимания. Быть вечным бескорыстным рабом Кришны — столь возвышенно, намного проще быть наемным рабочим. Как говорил Христос: «Узка дорога, ведущая в царство Божье».

 

Необходимость стабильной духовной практики

В сознании Кришны, как в марафоне, необходимо постоянное стабильное движение. Фестиваль подобен забегу на короткую дистанцию: совместное воспевание святых имен, почитание прасада, обретение вдохновения. Однако наш процесс движения в сторону истины должен быть непрерывным. Некоторые люди получили посвящение, но не развиваются. Важно не то, как долго ты находишься в духовном процессе, а то, работаешь ли ты над собой и своими качествами. Необходимо для самого себя определить интенсивность духовной практики, некую садхану, которой сможешь следовать в течение всей жизни. Шрила Рупа Госвами говорил: «Нужно быть не слишком привязанным и не чрезмерно отреченным». Нужно следовать определенным принципам, иметь веру в духовный процесс и, что наиболее важно, общаться с теми преданными, которые вдохновляют нас на духовную жизнь. Очень важно иметь единомышленников в духовной жизни. Тех преданных, которые нас не вдохновляют, мы также должны уважать и оказывать им почтение, но избегать близкого общения.

 

Удовлетворение Кришны через Гуру

После ухода Шрилы Гурудева Шрипада Госвами Махараджа можно выделить как одного из лучших проповедников и наставников, способного глубоко объяснить возвышенные теологические идеи гаудия-вайшнавизма. Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Гурудев высоко ценили Шрипада Госвами Махараджа. На сегодняшний день он — духовник всего мира.

Получая посвящение у Шрилы Ачарьи Махараджа, преемника Шрилы Гурудева, мы находимся в линии Шрилы Шридхара Махараджа и всей нашей гуру-варги. Если сравнить Шрилу Свами Прабхупаду с Гангой, то Шрила Шридхар Махарадж — течение этой Ганги. На сегодняшний день не все идеи ИСККОН — это идеи Шрилы Прабхупады. Подобным образом, не все идеи, которые есть сегодня в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, соответствуют идеалам наших Гуру. Для того чтобы удовлетворить Кришну, мы должны стремиться удовлетворить нашего духовного учителя.

 

Лицемерие в духовной жизни

Можно быть лицемером в духовной жизни, и это величайший грех. Люди, не знающие о сознании Кришны, — невежественны. Не они грешники, но мы — те, кто узнал о Кришне, но не могут Его принять и не хотят, — настоящие грешники. Мы приняли эти идеи, но не можем им следовать, не желаем им следовать, более того, мы хотим за счет этих идей возвыситься, занять такое положение, чтобы нас, как святых, почитали. И ведь найдутся глупцы, которые будут нас почитать как святых, — вот что самое страшное!

 

Важность избегания оскорблений

Мы своим собственным примером показываем, что такое вайшнавизм. Великих святых, таких как Шрила Говинда Махарадж, принимали и почитали все, а практикующих преданных люди сторонятся. Мы, обитатели материального мира, обратили духовные идеи в нечто непривлекательное и даже отталкивающее. Очень важно самому во всем разобраться и понять.

Нам не избежать трудностей. Неприятности были в присутствии нашего Шрилы Гурудева, они будут и после его ухода. Шрила Гурудев, отвечая на вопрос, сколько у него учеников, говорил: «Четки я раздал многим, но кто из них действительно мои ученики, я посмотрю». За пятнадцать лет проповеди в СНГ инициации получили от трех до пяти тысяч человек. Почему сейчас в храме сто человек? В повседневной жизни возникает множество препятствий духовному развитию. В начале духовного пути у человека большой энтузиазм, вдохновение и желание интенсивно практиковать. Затем, вследствие совершения оскорблений, он может оставить духовную практику. Зачастую человек вспоминает о Божественном во время трудностей, болезней, на смертном одре.

Это говорит о том, что следует избегать оскорблений. Мы должны стремиться видеть в преданных духовные вайшнавские качества. Искать недостатки необходимо прежде всего в себе, а не в других. Это оскорбление — видеть изъяны в духовных братьях и сестрах. Наша основная трудность — отсутствие подлинной основы для духовной практики. Большинство людей на сегодняшний день еще не готовы к принятию возвышенных духовных идей.

 

Величие Шрилы Гурудева

Мало кто способен увидеть величие нашего Шрилы Гурудева и других возвышенных вайшнавов. Перед своим уходом Шрила Гурудев беседовал со Шрипадом Госвами Махараджем. В то время Шрила Гурудев цитировал стихи (шлоки) из «Кришна-карнамриты». Но их беседы были непонятны большинству преданных.

Мы все очень далеки от духовных идей. Необходимо получить духовное образование, пройдя все этапы шаг за шагом. Нашего Шрилу Гурудева можно сравнить с Эйнштейном. Однако обычному человеку трудно понять Эйнштейна. Понять духовные идеи очень трудно, но это подлинный путь. Наша задача сейчас — начать с простых вещей, таких как принятие всего благоприятного и отвержение неблагоприятного, искреннее духовное общение с единомышленниками, попытка следовать наставлениям Гуру. Нужно принять столько, сколько мы можем вместить, — ни больше, ни меньше. Важно осознать собственное положение, свой духовный уровень (адхикар). У нас нет никакой квалификации, мы начинающие практикующие (неофиты).

 

Понимание своего реального положения

Если вы прочитаете «Джайва-дхарму», то будете потрясены. В ней приводится беседа бабаджи Махашаи, которому около 120 лет, и бабаджи Харидаса, которому около ста. Последний спрашивает о своем духовном уровне (адхикаре). Старец отвечает, что для этого необходимо узнать о его духовной практике и глубине понимания. Тогда вопрошающий говорит, что он постиг, что Святое Имя неотлично от формы Бога, поведал, что оставил всю мирскую деятельность, общение с противоположным полом и около двадцати лет воспевает святые имена Кришны, приняв одежды отшельника (бабаджи) и строго следуя всем необходимым духовным практикам и обетам. Он подробно рассказал о своей духовной практике. Старец заявил, что, судя по всему, с сегодняшнего дня он может перейти из начинающих преданных на средний уровень.

О чем это говорит? Мы находимся на уровне начинающих практикующих (неофитов). Могут быть старшие неофиты и младшие неофиты. Но нет ничего плохого в том, чтобы быть начинающим преданным.

Очень важно обладать способностью распознавать вайшнавов и определять, с каким из них следует общаться, а с каким — нет.

 

Сознанию Кришны способны следовать лишь единицы

Человек, который действительно не готов, уходит. Тот, кто не готов к испытаниям, уходит, потому что — как в большом спорте — это всегда тяжело. В любительском боксе три раунда, а в профессиональном — пятнадцать. В профессиональный бокс очень мало кто может пойти, нужно выдержать пятнадцать раундов, там совершенно другие правила. То же самое в Харе Кришна. «Профессиональное» Харе Кришна — это «бокс» с большим количеством раундов, это постоянная работа над собой, это очень сложно. Эта религия для всех, но не все могут следовать ей. Понимаете, основная проблема — это для всех, но следовать могут единицы, и реально следуют лишь единицы. Однако Кришна заверяет: даже если ты хоть как-то в этой жизни соприкоснулся с этим, это все равно позитивно, потому что все остальное в твоей жизни — сплошная иллюзия. Ничего, кроме сознания Кришны, ты с собой не унесешь. Даже позитивная карма закончится. Даже если попадешь на высшие планеты, все равно не сможешь принять [Харе Кришна].

Половина моей семьи — буддисты. Виджай Раман Прабху, я и мой брат [Сатья Сундар Прабху] — мы кришнаиты. Вторая половина семьи по брату Виджая Рамана — все буддисты. Причем все интеллектуалы. Мой кузен — ботаник, профессор. Все они интеллектуалы с высшими образованиями, а мы — нет. Мой кузен говорит: «Я не могу принять бхакти. Мне нравится идея, что Бог есть, но еще больше мне нравится погружаться в себя, постигать идею космоса. Я не могу принять бхакти».

 

Редкие преданные в Индии

В Индии это сплошь и рядом. Большая часть индусов — это майявади. Не думайте, что все индусы трансцендентные. После того как я побывал в Индии и узнал, что это такое, хочу сказать, что очень редко можно встретить преданного. Гурудев был одним из уникальных людей. Гурудев смеялся, рассказывая: «У моего отца было три тысячи учеников, он был сахаджием». У Тиртхи Махараджа отец — Гуру всего Ассама, штата в Индии. Тиртха Махарадж ушел от своего отца в ИСККОН, а затем пришел в Шри Чайтанья Сарасват Матх. Его отец — наследственный Гуру. Тиртха Махарадж говорит: «Я не принял это как чистую идею». И ушел в Чайтанья Сарасват Матх, несмотря на то, что его отец Гуру. Он принял санньясу в двадцать лет, ему сейчас под пятьдесят. Он посчитал, что ему лучше быть ассистентом чего-то подлинного, чем быть наследственным Гуру, хотя его отец просит об этом. Представляете, сын санньяси, отец уже должен вот-вот отойти в мир иной, и он просит: «Приди, забери все храмы, всё. Тебе будут поклоняться только благодаря твоему рождению». А Тиртха Махарадж отвечает: «Нет, это не наша линия». Представляете, своему отцу сказать: «Извини, папа, это не наша линия».

 

Трудности в духовной жизни и милость учителя

Необходимо очень серьезно отнестись к тому, кто мы, куда идем, что делаем, что мы способны понять, к чему пришли. Хотя бы немного в этой жизни измениться, хотя бы чуть-чуть! Вы еще не представляете себе, что будет. Гурудев, когда уходил, сказал: «После моего ухода будет борьба». Он указал на то, кто, что и как, мы были в шоке. Он сам ушел, он не захотел смотреть на эту мышиную возню. Гурудев оставил тело по собственной воле. Почему подобное происходит? Потому, что человеческая природа такова: вожделение, жадность, гнев.

Помните в «Махабхарате», они [Пандавы, Куру и их союзники] не могли планету поделить. «Нет, — сказали они. — Мы не отдадим друг другу». Это была бескомпромиссная, жестокая война. И нас она также ждет, она уже началась в Чайтанья Сарасват Матхе, и в ИСККОН она была. Мы должны пройти все это, но в результате прийти к пониманию, что в бою формируется человек. Выбор, понимаете? Помните, как Петр Христу говорил?

— Я тебя так люблю, ты мой учитель, я тебе буду следовать.

А Христос на это:

— Ты отречешься от меня три раза.

— Как же я отрекусь от тебя!

— Ты отречешься от меня.

Однако Петр, когда отрекся, раскаялся. Он подумал: «Вот кто я на самом деле». Тогда он осознал, что такое милость учителя. Понимаете, что такое милость учителя? Христос знал, что Петр от него отречется, но: «Я от тебя не отрекусь». Христос от них не отрекся. Он мог бы сказать: «Я вообще никакого отношения к ним не имею». Но он не отрекся ни от своего учения, ни от своей идеи.

Мы пока что находимся на уровне несовершенных учеников, но Гуру от нас не отрекся. Гуру сказал: «Я дал четки всем — и хорошим и плохим, я не отрекся ни от кого, но смогут ли они принять меня в процессе своей жизни?» Петр потратил всю жизнь на проповедь, а в конце жизни принял мученическую смерть. Почему? Потому что он понял: единственное, чем он может служить своему учителю, — это пройти его путь. Понимаете? В конце жизни он уже понимал. И он сказал: «Можете меня убить». — И его убили.

Юдхиштхира сказал:

— Никому не говорите, что мы преданные Кришны!

Его спросили:

— Почему?

— Да потому, что если узнают, сколько преданные претерпели страданий и лишений, никто не захочет Харе Кришна принимать.

Ни один индус не назовет свою дочку Драупади. Почему? Да потому, что у нее было пять мужей, и она прошла через серьезные испытания в жизни. Не найдете в Индии ни одной женщины под именем Драупади. Только в Харе Кришна могут дать такое имя.

Понимаете, в каком мы находимся эгрегоре! Это не значит, что мы должны сейчас расслабиться, утратить веру. Наоборот, мы пришли в определенную реальность. Может быть, для кого-то очень страшно потерять веру в сказку. Но Харе Кришна — не сказка, это реальность. Сказочная вера в Кришну — это не вера. Вера в Кришну — это реальность.




Транскрипцию выполнили: Аниндита Деви Даси и Малика Деви Даси
Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас



« Все новости